Учебная дисциплина «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
|
Специальность |
6-05-0313-01 Психология |
|
|
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Входит в модуль 2.2 «Теория научного исследования» компонента учреждения высшего образования учебных планов специальности 6-05-0313-01 Психология |
|
|
Семестр изучения |
3 семестр |
|
|
Трудоемкость в зачетных единицах |
3 зачетные единицы |
|
|
Количество академических часов |
108 академических часа (54 аудиторных часа, 6 часов самостоятельная работа) |
|
|
Форма промежуточной аттестации |
3 семестр – зачет |
|
|
Формируемые компетенции2 |
СК-3. Осуществлять сбор, обработку и анализ результатов социально-педагогического и психологического исследования, организовывать исследовательскую и инновационную деятельность в учреждениях образования различного типа. |
|
|
Результаты обучения3 |
знать: − сущность и специфику планирования и организации психологического исследования; − классификацию методов психологического исследования и особенности их использования; – требования к этическим нормам в работе психолога-исследователя; уметь: – планировать психологическое исследование; – осуществлять подбор адекватных целям исследования методов и методик; – соблюдать этические принципы проведения психологического исследования; иметь навыки: пользования терминологией, относящейся к методологической проблематике в психологии; критического анализа психологических исследований; планирования самостоятельных психологических исследований. |
|
|
Пререквизиты4 |
Базируется на знаниях полученных при изучении следующих учебных дисциплинах как «Философия», «Общая психология», «История психологии» и «Основы научно-исследовательской работы». |
|
|
Краткое содержание учебной дисциплины |
Методология научного познания и проблема изучения психики Сущностные характеристики науки как способа объяснения действительности Структура и функции методологического знания Классический тип рациональности и психологическая методология Формирование классического типа научной рациональности в Новое Время Становление и развитие позитивистской методологии в психологии (психология сознания, рефлексология, бихевиоризм, когнитивная психология) Методы классической психологии Неклассический тип рациональности и психологическая методология Становление неклассического типа научной рациональности. Философия модернизма Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология Неклассическая методология в психологических направлениях (психодинамический подход, гештальтпсихология, культурно-историческая психология, экзистенциально-феноменологическая психология) Методы неклассической психологии Постнеклассический тип рациональности и психологическая методология Постнеклассическая научная рациональность. Философия постмодернизма Общенаучный уровень методологии и постнеклассическая психология Методы постнеклассической психологии Фундаментальные методологические проблемы психологического познания Проблема единиц анализа психики Проблема объективного метода и критериев нормы в психологии Психологическое исследование: уровни, виды, структура, этические принципы Уровни и виды психологических исследований Структура и этапы психологического исследования. Этические нормы психолога-исследователя Научные и квалификационные работы |
|
