Секция психологии
Кафедра психологии и физического воспитания
Учреждение образования «Барановичский государственный университет»

Учебная дисциплина «ЛОГИКА»

Специальность

6-05-0313-01 Психология

Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Входит в модуль компонента учреждения высшего образования учебных планов по специальности 6-05-0313-01 Психология.

Семестр изучения

1 семестр

 

Трудоемкость в зачетных единицах

3 зачетные единицы

 

Количество академических часов

108 академических часа (48 аудиторных часа, 4 часа самостоятельная работа)

 

Форма промежуточной аттестации

1 семестр – зачет

 

Формируемые компетенции2

СК-2. Применять законы и правила логического мышления, различные способы аргументации, обосновывать свою точку зрения и опровергать противоположную, пользоваться разрешенными риторическими приемами; осуществлять ведение дис-куссии и построения рациональной аргументации.

Результаты обучения3

знать:

–     сущность логических основ мышления человека, языковые способы их выра-жения;

–     основные теоретические положения и понятия логики;

–     логические процедуры получения и использования новых знаний;

–     логические основы структурирования учебных, научных, деловых текстов;

уметь:

–     правильно аргументировать свои высказывания;

–     анализировать смыслы языковых выражений;

–     выявлять логические ошибки в рассуждениях;

–     корректно вести дискуссии и споры.

приобрести навыки:

–     точно, ясно и однозначно формулировать свои мысли;

–     элиминировать всякую двусмысленность и расплывчатость в деловом разго-воре, при составлении деловых бумаг;

–     демонстрировать систематичность и упорядоченность мышления при обра-ботке информации и её изложении;

–     решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза;

–     обнаруживать и классифицировать логические ошибки, как умышленные, так и непреднамеренные;

–     противостоять иррациональности при помощи аргументированного и дока-зательного рассуждения;

–     сочетать логические и психологические приемы аргументации;

–     использовать различные стили и методы ораторского искусства, владеть техникой и средствами убеждения.

Пререквизиты4

Базируется на знаниях полученных при изучении следующих учебных дисциплинах: «Общая психология», «Методология и методы психологического исследования» и «Основы научно-исследовательской работы»

Краткое содержание учебной дисциплины

История логики

1. Логика Индии и Древнего Китая.

2. Античная логика.

3. Логика Средневековья и Нового времени.

4. Символическая логика XX века.

Предмет и задачи логики

1. Предмет и значение логики

2. Понятие о логической форме и логическом законе

3. Теоретическое и практическое значение логики

4. Логики и язык

Логическая теория имен

1. Основные характеристики имени

2. Виды имён. Имя и понятие

3. Отношения между сравнимыми

именами.

4. Операции деления и расчленения

5. Определение (дефиниция).

Логическая теория высказываний. Суждение.

1. Общая характеристика высказывания

2. Язык логики высказываний

3. Сложные (молекулярные) высказывания

4. Отношения между суждениями.

Классическая дедуктивная логика

1. Понятие дедуктивного вывода.

2. Выводы из категорических высказываний

3. Простой категорический силлогизм и его состав

4. Выводы логики высказываний.

Недедуктивные выводы

1. Понятие редуктивного вывода.

2. Индуктивные выводы и их виды.

3. Выводы по аналогии.

4. Аналогия и метафора.

Аргументация как логико-коммуникативный процесс

1. Структура аргументации.

2. Логические виды аргументации: доказа-тельство, опровержение, объяснение, подтверждение, интерпретация, оправдание.

3. Понятие научной аргументации. Правила аргументации.

4. Понятия убеждения. Убеждение и вера.

 

5. Аргументация как логическая основа формирования убеждения.

6. Определение и логическая структура диалога.

7. Вопрос, его структура и виды. Ответ, его связь с вопросом.

8. Понятие диалога. Структура диалога. Правила ведения диалога.

1. Взаимосвязь аргументации и доказательства.

2. Критика и опровержение.

3. Стратегия и тактика аргументации и критики

4. Эвристические приёмы в аргументации.

Формы развития научного знания (проблема, гипотеза, теория)

1. Проблема и ее роль в познании

2. Гипотеза как форма развития знаний.

3. Теория как система научных знаний

Адрес:
каб. 315/1, ул.Парковая, 62, 225401 г.Барановичи, Брестская обл.

Заведующий кафедрой:
Иценко Александр Григорьевич

Телефон:
+375 163 68 00 95

E-mail:
kaf.ps@barsu.by

Нашли ли Вы нужную информацию для себя на сайте?