Секция психологии
Кафедра психологии и физического воспитания
Учреждение образования «Барановичский государственный университет»

Каталог учебных дисциплин

Учебная дисциплина «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

Специальность

6-05-0313-01 Психология

Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Входит в модуль «Фундаментальные основы психологии» государственного компонента учебного плана специальности и связанна с учебной дисциплиной данного модуля «Общая психология».

Семестр изучения

1-2 семестр

 

Трудоемкость в зачетных единицах

3 зачетные единицы

 

Количество академических часов

224 академических часа (130 аудиторных часа, 20 часов самостоятельная работа)

 

Форма промежуточной аттестации

1 семестр – зачет, 2 семестр - экзамен

 

Формируемые компетенции2

БПК-1. Применять на практике фундаментальные знания о психике, психической активности и социальном взаимодействии в норме и при различных заболеваниях, определять перспективные направления научных исследований с учетом истории и современных тенденций развития психологической науки.

Результаты обучения3

знать:

место и роль истории психологии в системе психологических наук, цель, задачи и функции данной науки;

основные закономерности и этапы развития психологической науки;

основные школы и направления в психологической науке;

современное состояние и важнейшие тенденции развития отечественной и зарубежной психологии;

уметь:

анализировать исторический контекст формирования психологических идей и концепций;

прослеживать динамику развития психологических воззрений;

иметь навыки:

подбора методов анализа процесса развития историко-психологического знания;

анализа основных школ и направлений в психологии;

определения концептуальных и парадигмальных координат основных школ и направлений в психологии.

Пререквизиты4

Базируется на знаниях полученных при изучении следующих учебных дисциплинах: «Общая психология».

Краткое содержание учебной дисциплины

Введение в историю психологии

1.         Предмет и задачи истории психологии.

2.         Основные парадигмы в психологии.

3.         Основные методы историко-психологического исследования.

4.         Основные проблемы психологии.

5.         Краткая характеристика исторических трансформаций предмета психологии

Формирование и развитие психологических представлений в рамках учений о душе

Психологические воззрения эпохи Античности

Психологические воззрения Древней Греции

1.         Социокультурные предпосылки появления рациональных идей о психической жизни в Древней Греции.

2.         Психологические идеи досократического периода (Милетская школа, Пифагор, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит).

3.         Психологические представления в рамках античной философии классического периода (Платон и Аристотель).

Наука о душе

 

Понятие о душе в период Античности

1.         Основные этапы развития психологической мысли в рамках древнегреческой философии.

2.         Специфика доклассического периода.

3.         Учение об индивидуальной и мировой душе Платона. Структура души.

4.         Концепция души у Аристотеля. Способности души.

Развитие психологических представлений в эллинистический и римский периоды

1.         Теоретические воззрения Эпикура и Тита Лукреция Кара.

2.         Представление о способностях души в стоицизме, учение об аффектах

3.         Психологические идеи в философии скептиков

4.         Значение античной философии для дальнейшего развития психологии.

Психологическая мысль в периоды Средневековья и Возрождения

Психологическая мысль в период Средневековья.и наука исламского мира

1.         Общая характеристика эпохи Средневековья.

2.         Психологические воззрения арабоязычных философов (Авиценна, Аверроэс).

3.         Особенности западно-христианского подхода к рассмотрению душевной жизни человека (Аврелий Августин, Фома Аквинский).

Психологическая мысль в эпоху Возрождения.

1. Исследования «человеческой природы» в рамках искусства, моральной философии, педагогики.

2. Значение ренессансной медицины.

Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании

Философско-психологическая мысль Нового времени в контексте научной революции (XVII в.)

1.         Общая характеристика эпохи Нового времени

2.         Зарождение новоевропейской науки и ее влияние на философию.

3.         Психофизическая проблема и варианты ее решения в философии XVII в.

4.         Психофизическое взаимодействие (Р. Декарт).

5.         Психофизический параллелизм (Б.Спиноза).

6.         Психологические темы монадологии Г.-В. Лейбница.

7.         Гипотеза о предустановленной гармонии.

Становление ассоциативной психологии в XVII – XVIII вв.

1.         Общая характеристика ассоцианизма.

2.         Эмпиристская психология Дж. Локка.

3.         Проблема пространственного восприятия и ассоциация идей.

4.         Значение и типы ассоциативных связей.

5.         Д. Гартли: нейрофизиологическая теория ассоциаций.

Развитие психологических знаний в первой половине XIX в. Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку

Ассоциативная психология XIX века.

 

Психологические идеи французских просветителей

1.         Общая характеристика французского материализма.

2.         Предпосылки формирования эмпирической психологии во Франции XVIII-го в.

3.         Психологические идеи Ж. Ламетри.

4.         Сенсуализм Э. Кондильяка. Психологические взгляды К. Гельвеция.

5.         Вклад Ж.-Ж. Руссо в развитие психологии.

6.         П.-Ж. Кабанис: Мышление как функция мозга

Статус психологии как области знания на рубеже XVIII-XIX в.

1.         Английский ассоцианизм и «дух позитивизма».

2.         И. Ф. Гербарт как представитель ассоцианизма и основоположник немецкой

3.         эмпирической психологии.

4.         Джон Стюарт Милль: начало кризиса ассоциативной психологии. «Ментальная химия».

5.         Психология А. Бена.

Эволюционная психология Г. Спенсера.

Влияние физиологии на становление психологии как науки. Зарождение экспериментальной психологии

1.         Естественнонаучные предпосылки возникновения экспериментальной психологии.

2.         Основные открытия в области физиологии мозга и нервной деятельности.

3.         Физиология органов чувств.

4.         Теория восприятия Г. Л. Гельмгольца.

5.         Возникновение психофизики и психометрии. Психофизика Г. Т. Фехнера. Психометрия Ф. Дондерса

Становление и развитие психологии как самостоятельной науки

Немецкая психология на рубеже ХIХ и ХХ вв.

Организационная и научная деятельность В. Вундта.

1.         Организационная и издательская деятельность В. Вундта.

2.         В. Вундт: предмет, метод и задачи психологии как самостоятельной науки.

3.         «Физиологическая психология». Культурно-историческая психология В. Вундта.

4.         Влияние В. Вундта на становление психологии в Америке.

Экспериментальная психология В. Вундта

Институциональные предпосылки расцвета психологии в Германии конца ХIХ-го в.

1.         Экспериментальная деятельность Г. Эббингауза и Г. Э. Мюллера.

2.         Описательная феноменология Ф. Брентано.

3.         Вюрцбургская школа: безобразное мышление.

4.         «Описательная психология» В. Дильтея

Становление научной психологии в США. Структурализм и функционализм

Функционализм в научной психологии

1.         Институциональные предпосылки бурного развития психологии в Америке конца XIXго в.

2.         Э. Титчнер как основатель структурализма.

3.         Функциональная психология. Предыстория функционализма.

4.         У. Джеймс как предтеча функционализма.

5.         Функционализм как альтернатива подходам В. Вундта и Э. Титчнера.

Структурализм в научной психологии

1.         Американская психология на рубеже ХIХ-го и ХХ-го вв.: общая характеристика.

2.         Структурализм Э. Титчнера. Причины «заката» структурализма.

 

Западная психология XX – XXI вв.

Кризис в психологии ХХ в. Зарождение бихевиоризма. Необихевиоризм и теории социального научения

 

Классический бихевиоризм

1. Предбихевиоризм Э. Торндайка: закон эффекта.

2. Классический бихевиоризм Дж. Уотсона. Критика интроспекции.

3. Бихевиористское толкование мышления и эмоций

Основные течения необихевиаризма

1. Теория социального научения А. Бандуры.

2.Теория самоэффективности. Составляющие самоэффективности. Психотерапия как процесс научения.

3. Дж. Роттер. Переменные поведения. Формула поведения. Экстернальный и интернальный локусы контроля. Тенденции развития поведенческого подхода на современном этапе.

Становление психоаналитической традиции. Фрейдизм и неофрейдизм

 

Фрейдизм или классический психоанализ

1. Предпосылки возникновения психоанализа. Разработки темы бессознательного до появления психоанализа.

2. Психоанализ З. Фрейда как теория и терапевтическая техника.

Основные течения неофрейдизма

1. Ситуация раскола в психоаналитическом движении. Создание альтернативных версий психоанализа учениками Фрейда.

2. «Аналитическая психология» К. Г. Юнга. «Индивидуальная психология» А. Адлера. Психоанализ О. Ранка.

3. Эго-психология.

Экзистенциальный психоанализ Фромма

Возникновение гештальтпсихологии

1. Предпосылки возникновения гештальтпсихологии.

2. Берлинская школа гештальтпсихологии (М. Вертхаймер. К. Коффка. В. Келер)

3. Лейпцигская школа гештальтпсихологии (Ф. Крюгер, Г. Фолькельт).

4. Гештальтпсихология и гештальттерапия (Ф. Перлз).

Гуманистическая и экзистенциальная традиции в психологии

Экзистенциальная традиция в психологии

1. Философские истоки экзистенциального направления в психологии (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр).

2. Экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера. Понятие «Dasein». Физический, социальный мир и мир «самости».

3. Понятие миропроекта.

4. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия: Р. Мэй, И. Ялом, Дж. Бьюдженталь.

Экзистенциальная психология

1. Экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра. Дорефлексивное сознание. Учение о первоначальном выборе

2. В. Франкл. Учение о стремление к смыслу. Логотерапия

3. Гуманистическое направление как психология «третьей силы». Предшественники гуманистической психологии: Ф. Брентано, О. Кюльпе, У. Джеймс, В. Штерн.

Гуманистическая психология

1. Категория личности в гуманистической психологии.

2. Теория личностных черт Г. Олпорта.

3. Концепция самоактуализации А. Маслоу.

4. Психология К. Роджерса.

Когнитивная психология. Современное состояние и основные тенденции развития западной психологии

1. Предпосылки возникновения когнитивной психологии. «Генетическая психология Ж. Пиаже.

2. Деятельность Дж. Миллера и Дж. Брунера.

3. Когнитивный подход в социальной психологии (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер). Когнитивная и когнитивно-поведен¬ческая психотерапия (Дж. Келли, А. Эллис, А. Бек).

Становление и развитие психологии в России

Русская психологическая мысль в первой половине ХХ вв.

1. Особенности развития российской психологии.

2. Значение работ И. М. Сеченова для русской экспериментальной психологии (Н. Н. Ланге, А. Ф. Лазурский, С. С. Корсаков).

3. Разработка психолого-философских идей В. С. Соловьева в трудах С. Л. Франка.

4. Значение идей С. Н. Шпильрейн в мировой и российской истории психоанализа.

Русская психологическая мысль во второй половине ХХ вв.

1. «Школа Рубинштейна». Деятельностный подход С. Л. Рубинштейна: проект построения марксистской психологии.

2. Нейропсихология А. Р. Лурии.

3. Проект построения марксистской психологии С. Л. Рубинштейна.

4. Концепция поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

5. Вклад Б. М. Теплова в развитие дифференциальной психологии. Проблема способностей.

Становление и развитие психологии в Беларуси

Введение в историю психологии Беларуси. Развитие психологии в 20—30 гг. ХХ в. Психотехники Беларуси

1. Развитие психологии Беларуси в дореволюционный период.

2. Развитие системы народного образования в Беларуси.

3. Деятельность академика АН БССР П. Я. Панкевича (1895-1944 гг.): разработка проблем политехнического образования, истории педагогики и психологии.

Развитие психологии в университетах Беларуси

1. Роль Е. П. Ересь в развитии психологии Беларуси в послевоенный период. Исследования Е. П. Ересь в области индивидуальных различий и индивидуального подхода к обучению.

2. Разработка проблем общей психологии в Беларуси. В. М. Ковалгин: рефлекторная теория ощущений.

3. Научная деятельность И. М. Розета.

 

Адрес:
каб. 315/1, ул.Парковая, 62, 225401 г.Барановичи, Брестская обл.

Заведующий кафедрой:
Иценко Александр Григорьевич

Телефон:
+375 163 68 00 95

E-mail:
kaf.ps@barsu.by

Нашли ли Вы нужную информацию для себя на сайте?