Специальность |
1-03 04 01 Социальная педагогика |
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Модуль 1.13 «Теория и практика социально-педагогической помощи семье» государственного компонента |
Семестр изучения |
6 семестр |
Трудоемкость в зачетных единицах |
3 зачетные единицы |
Количество академических часов |
120 академических часов (54 аудиторных часа, 66 часов самостоятельная работа) |
Форма промежуточной аттестации |
6 семестр – экзамен |
Формируемые компетенции2
|
Базовая профессиональная компетенция (БПК-11): БПК-11. Отбирать и адаптировать эффективные методы и формы социально-педагогического взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, в т.ч. с семьями, находящимися в социально опасном положении, вовлекать родителей в совместную деятельность по решению социально-педагогических задач. |
Результаты обучения3 |
знать: - функционально-ролевую структуру современной семьи и стадии жизненного цикла семьи, основные задачи и проблемы семьи на разных стадиях жизненного цикла; – закономерности развития семьи как базового элемента социума; – содержание государственной семейной политики в Республике Беларусь в аспекте социальной и социально-психологической помощи семье; – методологические основы, логику и этапы социально-психологических исследований семьи; – теоретические и практические основы семейного консультирования; уметь: - выделять и анализировать сущностные характеристики современной семьи; – осуществлять структурно-функциональный анализ семьи; – осуществлять диагностику семейных отношений, определять характер и причины их нарушений, прогнозировать социальные последствия; – анализировать и оценивать воспитательный потенциал семьи; – определять психологическую готовность к семейной жизни; – применять приемы и техники семейного консультирования; владеть: – знаниями теории психологии семьи в своей профессиональной деятельности; – диагностическими техниками определения проблемного поля семьи; – осуществлением процесса семейного консультирования; – организацией социально-психологической деятельности по защите детей и семьи в соответствии с основными направлениями социальной семейной политики Республики Беларусь; – информационным поиском, теоретическим анализом научной литературы и информационными источниками. |
Пререквизиты4 |
Для изучения данной учебной дисциплины студенты должны успешно усвоить следующие дисциплины: «Психология развития», «Педагогика и психология сиротства», «Теория и методика тренинга». |
Краткое содержание учебной дисциплины |
Основы психологии семьи: Социально-психологическая сущность семьи Семья как система. Теории семейных систем Структура семьи. Динамика брачно-семейных отношений Супружеские отношения. Семейное общение Семейные кризисы. Нарушение семейных отношений Родительство как психологический феномен. Репродуктивное поведение семьи Детско-родительские отношения Особенности семейного воспитания Основы семейного консультирования: Общие принципы и виды оказания психологической помощи семье Диагностика семейных проблем Методы изучения семьи Семейное консультирование Добрачное консультирование Консультирование супружеской пары Консультирование семей с проблемами детско-родительских отношений Консультирование семей в состоянии развода |