Специальность |
1-01 01 01 Дошкольное образование |
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Государственный компонент. Модуль ««Взаимодействие субъектов образовательного процесса»» |
Семестр изучения |
3-4 семестр |
Трудоемкость в зачетных единицах |
3 зачетные единицы |
Количество академических часов |
108 академических часа (14 аудиторных часа, 94 часов самостоятельная работа) |
Форма промежуточной аттестации |
3 семестр – зачет |
Формируемые компетенции2
|
Универсальные компетенции: работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные, культурные и иные различия. Базовые профессиональные компетенции: отбирать и совершенствовать формы продуктивного бесконфликтного взаимодействия, повышающие эффективность образовательного процесса. |
Результаты обучения3 |
Знать: -основные категории описания конфликта в философско-социологической, психологической и педагогической традициях; -структурно-динамические характеристики конфликта, факторы эскалации, условия снижения конфликтного напряжения; -зоны разногласий и источники конфликтов в основных системах социального взаимодействия: семье, детском сообществе, педагогическом взаимодействии; -сущность и содержание основных функций конфликта; -современные стратегии урегулирования конфликтного взаимодействия и методы конструктивного разрешения конфликтов; -виды, этапы развития и методы коррекции конфликтов в группе детей дошкольного и школьного возраста; уметь: -обнаруживать в проявлениях реальной жизнедеятельности детей / учащихся и анализировать на концептуальном уровне компоненты конфликтной ситуации; -выполнять психологическую экспертизу конфликтов, прогнозировать динамику их развития; -использовать адекватные виду конфликта методы конструктивного разрешения; -разрабатывать и реализовывать программы профилактики и урегулирования конфликтов; -осуществлять консультирование субъектов педагогического взаимодействия с целью предупреждения конфликтов; -дифференцировать понятия конфликт, конфликтная ситуация и инцидент в социальном взаимодействии детей дошкольного возраста, педагогических работников и роди-телей; -уметь выявлять проявления конфликтогенов, прогнозировать их последствия, разрабатывать коррекционно-развивающие программы; владеть: -концептуальным уровнем категоризации феноменологии конфликта; -научным пониманием содержания основных специальных понятий, раскрывающих структурно-содержательные компоненты и динамические -корректными методами конструктивного разрешения конфликтов в системе педагогического взаимодействия и межличностного взаимодействия - конфликтологической компетентностью, навыками социального влияния с целью трансформации конфликтных стереотипов, убеждений и установок у педагогических работников, родителей и воспитанников; навыками разработки и реализации коррекционно-развивающих занятий (программ) для профилактики конфликтов и патогенных моделей конфликтного взаимодействия. |
Пререквизиты4 |
Для изучения данной учебной дисциплины студенты должны успешно освоить следующие учебные дисциплины: «Семейная педагогика и домашнее воспитание», «Педагогическая психология». Также «Конфликтология» основывается на знаниях, полученных при изучении таких учебных дисциплин специальности, как «Основы психологии», «Психология развития», «Детская психология», «Основы педагогики». |
Краткое содержание учебной дисциплины |
Предмет конфликтологии, история становления и современные тенденции развития Феноменология конфликта Виды конфликтов Поведение личности в конфликте Психология семейного конфликта Педагогический конфликт Конфликт в служебных отношениях Психологическая готовность личности к разрешению конфликта Основные стратегии разрешения конфликта Обучение эффективному поведению в конфликтах и их конструктивному разрешению |