Специальность |
1-02 03 03 Белорусский язык и литература. Иностранный язык (английский); 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский) |
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
модуль 2.9 «Психолого-педагогические дисциплины» компонента учреждения высшего образования |
Семестр изучения |
2 семестр |
Трудоемкость в зачетных единицах |
3 зачетные единицы |
Количество академических часов |
90 академических часов (34 аудиторных часа) |
Форма промежуточной аттестации |
Зачет 4 семестр |
Формируемые компетенции2
|
Формирование у обучающихся следующей базовой профессиональной компетенции (БПК-5): БПК-5. Осуществлять отбор содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, применять их в образовательном процессе с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. |
Результаты обучения3 |
знать: − условия формирования и сохранения психологически безопасной образователь-ной среды; − принципы, позволяющие сохранять психологическую безопасность личности учащегося в образовательном пространстве учреждения образования; − основы психологической безопасности в системах «семья – школа», «ученический коллектив», «педагогический коллектив»; − психологические маркеры проявления неблагополучия в системах «семья – школа», «ученический коллектив», «педагогический коллектив». уметь: – проводить психологический мониторинг безопасности образовательной среды; – использовать способы и приемы по организации психологически безопасной образовательной среды. владеть: технологиями анализа и оценки безопасности образовательной среды; техниками построения индивидуального образовательного маршрута для учащихся с учетом их ресурсного потенциала. |
Пререквизиты4 |
Реализация междисциплинарных связей при изучении дисциплин психологического профиля с дисциплиной «Основы психологии и педагогики». |
Краткое содержание учебной дисциплины |
Образовательная среда: психологические принципы, условия формирования и сохранения Основы психологической безопасности в системе «семья–школа» Психологические маркеры семейного неблагополучия: виды насилия в семье, дисфункциональные стили семейного воспитания, нарушения коммуникаций Организация психолого-педагогическое сопровождения учащихся, находящихся в социально опасном положении Основы психологической безопасности в системе ученического коллектива Психологические маркеры девиантного поведения, буллинга, моббинга, кибербуллинга и пр. Психологические основы и техники построения индивидуального образовательного маршрута для учащихся с учетом их ресурсного потенциала Организация психолого-педагогического сопровождения классного коллектива в зависимости от стадии его развития. Технологии психологической поддержки и организации оптимального социально-психологического климата в классном коллективе Реализация личностно-профессионального саморазвития учителя как условие формирования психологи-чески безопасной среды в школе (тренинг личностного роста) Психологические стратегии командообразования как ресурс безопасной образовательной среды Психологические технологии организации профессиональной деятельности педагога (тайм-менеджмент, управление проектами и человеческими ресурсами и др.) Психологические приемы профилактики профессионального выгорания и эмоционального стресса в деятельности учителя Психологическая рефлексия опыта моделирования безопасной образовательной среды в школе с помощью метода проектов |