Специальность |
1-88 02 01 Спортивно-педагогическая деятельность (Направление специальности 1-88 02 01-02 Спортивно-педагогическая деятельность (менеджмент в спорте))1-03 02 01 Физическая культура |
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Государственный компонент. Модуль «Психологический модуль» |
Семестр изучения |
4 семестр |
Трудоемкость в зачетных единицах |
3 зачетные единицы |
Количество академических часов |
90 академических часов (42 аудиторных часа, 48 часов самостоятельная работа) |
Форма промежуточной аттестации |
4 семестр – экзамен |
Формируемые компетенции2 |
СК - 4(5): Выделять и характеризовать различные психические явления в процессе занятий физической культурой и спортом, применять психологические методы изучения качеств личности и взаимоотношений в группе, организовывать и проводить психологическую подготовку в сфере физической культуры и спорта, анализировать психологические особенности тренировочного и соревновательного процессов. |
Результаты обучения3 |
знать: - основные понятия и категории психологии физической культуры и спорта; - возрастные и психологические особенности, психологические закономерности физкультурно-спортивной деятельности; - виды и особенности психических состояний в спорте; - личностные особенности спортсменов и социально-психологические аспекты спортивной деятельности; - психологические аспекты спортивной тренировки и психологические особенности формирования двигательных навыков; - психологию личности и команды в спорте; уметь: - выделять и характеризовать различные психические явления, проявляющиеся у обучающихся в процессе занятий физической культурой и спортом; - осуществлять регуляцию коммуникации спортсменов в команде; - осуществлять компетентную психологическую подготовку спортсменов к спортивным соревнованиям; - учитывать возрастные, личностные и психофизиологические особенности учащихся в процессе организации занятий физической культурой и спортивной деятельности; владеть: - психологическими стратегиями выделения и описания различных психических явлений, возникающих в процессе занятий физическим воспитанием и спортом; - психологическими основами планирования и управления тренировочным процессом, обеспечивая высокий уровень подготовки спортсменов в избранном виде спорта; - психологическими методами и приемами, способствующими проявлению физических качеств обучающихся и спортсменов, развития мотивации в спортивной деятельности; - приемами психической саморегуляции в спортивной деятельности. |
Пререквизиты4 |
Содержание учебной дисциплины «Психология физической культуры и спорта» построено с учетом междисциплинарных связей и способствует расширению, углублению психологических знаний студентов, полученных в процессе изучения учебной дисциплины «Психология» 2.3 Психологического модуля. Обеспечивается преемственность и взаимосвязь дисциплины «Психология физической культуры и спорта» с изучаемой в последующих семестрах дисциплиной «Конфликтология» специальности 1-03 02 01 Физическая культура |
Краткое содержание учебной дисциплины |
Психология физической культуры и спорта как наука. Психологическая характеристика деятельности и личности учителя физической культуры. Психологические основы физической подготовки. Психологические основы обучения двигательным действиям. Психология воспитания учащихся на занятиях физической культурой. Психологическая характеристика спортивной деятельности. Мотивация спортивной деятельности. Спортивная мотивация в структуре личности. Формирование спортивной мотивации на этапе начальной специализации, на этапе углубленной специализации, на этапе высшего спортивного мастерства. Методы управления формированием спортивной мотивации: убеждение, внушение, манипуляция. Психические состояния в спорте. Психологические основы тактической подготовки спортсменов. Психология спортивного соревнования. Психологические особенности спортивного соревнования. Планирование соотношения видов подготовки спортсменов на предсоревновательном этапе. Формирование психологической структуры соревновательной деятельности у юных спортсменов. Диагностика предстартового состояния спортсмена. Анализ результативности соревновательной. Психология спортивного коллектива. |