Специальность |
1-03 04 03 Практическая психология |
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Государственный компонент. Модуль 1.9 «Теоретические основы профессиональной деятельности педагога-психолога – 2» |
Семестр изучения |
3,4 семестры |
Трудоемкость в зачетных единицах |
6 зачетных единиц |
Количество академических часов |
216 академических часов (110/30 аудиторных часов, 6/186 часов самостоятельная работа) |
Форма промежуточной аттестации |
3,4 семестр – экзамен |
Формируемые компетенции2 |
БПК-5. Осуществлять отбор содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, применять их в образовательном процессе с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся; БПК-11. Выявлять нормативность психического функционирования участников образовательного процесса с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей. |
Результаты обучения3 |
знать: - основные понятия, категории и принципы психологии развития; - условия, движущие силы и механизмы психического развития, стратегии и методы психологии развития; - историю развития и современное состояние психологии развития, основные научные направления и теории психического развития; – закономерности психического развития, возрастную периодизацию психического развития человека; уметь: - описывать, объяснять и прогнозировать особенности психического развития, опираясь на закономерности развития; - использовать теоретические знания для решения прикладных задач психологии развития; – организовывать изучение психического развития человека в онтогенезе; владеть: - понятийным и категориальным аппаратом психологии развития; – стратегиями организации и методами исследования психического развития в онтогенезе. |
Пререквизиты4 |
Реализация междисциплинарных связей с учебной дисциплиной «Дифференциальная психология», входящей в данный модуль, а также с учебной дисциплиной «История психологии» модуля 1.3 «Психолого-педагогические дисциплины – 1» и с учебными дисциплинами «Введение в общую психологию» и «Психология личности» модуля 1.8 «Теоретические основы профессиональной деятельности педагога-психолога – 1». |
Краткое содержание учебной дисциплины |
Раздел Введение в психологию развития: Предмет и задачи психологии развития. Классические понятия психологии развития. Теории и модели психического развития. Эндогенное направление в психологии развития. Экзогенное направление в психологии развития. Психоаналитические модели развития. Когнитивные модели развития. Контекстуальные модели развития. Системные модели развития. Возрастные кризисы психического развития. Проблема периодизации развития. Раздел Психическое развитие на разных этапах онтогенеза: Феномен детства. Пренатальный период и рождение. Новорожденность. Период младенчества. Психическое развитие в раннем возрасте. Психическое развитие в дошкольном возрасте. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Психосоциальное развитие в подростковом возрасте. Психосоциальное развитие в юношеском возрасте. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости. Инволютивное развитие личности. |