Специальность |
7-06 031303-01 Психология Профилизация: педагогическая психология |
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Государственный компонент. Модуль «Методологические и методические основы психологической науки» |
Семестр изучения |
1 семестр |
Трудоемкость в зачетных единицах |
3 зачетных единицы |
Количество академических часов |
90 академических часов (48 аудиторных часов, 42 часа самостоятельная работа) |
Форма промежуточной аттестации |
1 семестр – зачет |
Формируемые компетенции |
Универсальная компетенция: Быть способным к прогнозированию условий реализации профессиональной деятельности и решению профессиональных задач в условиях неопределенности |
Результаты обучения |
Знать: виды и функции методологии, уровни методологического знания и их выражение в психологии, важнейшие методологические понятия современной науки, основные методологические подходы и парадигмы в современной психологии, проблематику кризисного состояния психологического знания на разных этапах его развития, методологические особенности исследовательской и практической позиции в психологии. Уметь: осуществлять методологический анализ психологических подходов и теорий в контексте исторических условий их возникновения и развития, определять методологические основы своей исследовательской или практической работы, применять полученные методологические знания к решению конкретных психологических проблем. Владеть: навыками разработки и использования современного методологического инструментария при проведении научно-психологических исследований. |
Пререквизиты |
Для изучения данной учебной дисциплины магистранты должны успешно освоить следующие учебные дисциплины: «Качественные и количественные методы исследования в психологии», «Дизайн теоретического и эмпирического психологического исследования», «Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования» |
Краткое содержание учебной дисциплины |
Методология психологического исследования, ее предмет, задачи и функции. Основные тенденции и направления развития психологической науки и практики. Проблема методологических оснований и метода исследования в психологии. Понятие научной парадигмы и его роль в методологии психологии. Основные парадигмы в современной психологии. Методологические проблемы естественнонаучной психологии времен первого (нач. ХХ-го в.), второго (сер. ХХ-го в.) и третьего (кон. ХХ-го в.) кризисов. Гуманитарная парадигма в психологии и ее основные методологические проблемы. Психологическая теория и ее специфика. Практическая и академическая психология |