Специальность |
1-03 04 03 Практическая психология |
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Государственный компонент. Модуль «Научно-исследовательская деятельность педагога-психолога» |
Семестр изучения |
3 семестр |
Трудоемкость в зачетных единицах |
3 зачетных единицы |
Количество академических часов |
120 академических часов (54 аудиторных часа, 66 часов самостоятельная работа) |
Форма промежуточной аттестации |
3 семестр – экзамен |
Формируемые компетенции |
Базовая профессиональная компетенция: Планировать и осуществлять научно-психологические исследования, проводить математико-статистическую обработку полученных данных и их интерпретацию |
Результаты обучения |
Знать: сущность, специфику планирования и организации психологического исследования, классификацию методов психологического исследования и особенности их использования, требования к этическим нормам в работе психолога-исследователя. Уметь: планировать психологическое исследование, осуществлять подбор адекватных целям исследования методов и методик, соблюдать этические принципы проведения психологического исследования. Владеть: терминологией, относящейся к методологической проблематике в психологии, методами критического анализа психологических исследований, навыками планирования самостоятельных психологических исследований. |
Пререквизиты |
Для изучения данной учебной дисциплины студенты должны успешно освоить следующие учебные дисциплины: «Философия», «История психологии», «Введение в психодиагностику», «Введение в общую психологию» |
Краткое содержание учебной дисциплины |
Сущностные характеристики науки как способа объяснения действительности. Структура и функции методологического знания. Формирование классического типа научной рациональности в Новое Время. Становление и развитие позитивистской методологии в психологии. Методы классической психологии. Становление неклассического типа научной рациональности. Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология. Неклассическая методология в психологических направлениях. Методы неклассической психологии. Постнеклассическая научная рациональность. Общенаучный уровень методологии и постнеклассическая психология. Методы постнеклассической психологии. Проблема единиц анализа психики. Проблема объективного метода и критериев нормы в психологии. Уровни и виды психологических исследований. Структура и этапы психологического исследования. Этические нормы психолога-исследователя. Научные и квалификационные работы |