Специальность |
7-06-0111-01 Научно-педагогическая деятельность; 7-06-0111-01 Научно-педагогическая деятельность, специализация «Иностранные языки»; 7-06-0313-01 «Психология» (профилизация «Педагогическая психология»); 1-25 80 01 «Экономика», профилизации «Аналитическая экономика и управление бизнесом» |
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Дополнительные виды обучения |
Семестр изучения |
1; 2 семестр |
Трудоемкость в зачетных единицах |
3 зачетные единицы |
Количество академических часов |
124 академических часа (72 аудиторных часа) |
Форма промежуточной аттестации |
1, 2 семестр – кандидатский экзамен |
Формируемые компетенции2
|
Универсальные компетенции: Применять методы научного познания в исследовательской деятельности, генерировать и реализовывать инновационные идеи |
Результаты обучения |
Знать: - философские и мировоззренческие проблемы в контексте ценностей современной цивилизации; - концептуальные модели философско-методологического анализа науки; - философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки; - концептуальное содержание и методологию междисциплинарных и трансдисциплинарных направлений современной науки; - комплекс системных методов и философско-методологических принципов современного научного исследования и содержание специфики их применения в профессиональной деятельности; - содержание концептуального аппарата и методики из области теории и практики аргументации;
Уметь: - анализировать и оценивать содержание и уровень философско-методологических проблем при решении социальных и профессиональных задач; - использовать в профессиональной исследовательской и педагогической деятельности знания об истории развития современных философских направлений; - проводить критический анализ, обобщение и систематизацию научной информации, постановку целей исследования и выбор оптимальных путей и методов их достижения; - разрабатывать новые методы исследования применительно к научному, научно-производственному и педагогическому профилю деятельности; - проводить научные исследования при соблюдении принципов академической этики, признания личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы; - проявлять способность к творчеству и научному поиску в контексте междисциплинарного подхода к решению практикоориентированных и фундаментальных научных проблем;
Владеть: - методологией научного познания; - стратегиями анализа и оценки содержания и уровня философско-методологических проблем при решении задач инновационной деятельности; - методами научного познания в самостоятельной научно-исследовательской деятельности; - методами генерирования и реализации инновационных идей.
|
Пререквизиты |
Для изучения данной учебной дисциплины студенты должны успешно освоить следующие учебные дисциплины: «Философия», «Социология», «Политология», «Методология и методы научного исследования», «Методология психологических исследований». |
Краткое содержание учебной дисциплины |
Философия и методология науки рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых. В ней сохраняется сложившаяся в отечественной высшей школе традиция, согласно которой успешная подготовка научных и научно-педагогических работников предполагает систематическое изучение курса философии и методологии науки и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления. В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки молодых ученых еще более возрастает. Повсеместное распространение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности — эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов. Актуальность такой подготовки в существенной степени определяется и теми стратегическими задачами, которые сегодня призвана решать наша страна. Долгосрочная стратегия формирования и развития модели белорусской экономики, основанной на интеллекте, требует от будущих специалистов не только глубоких профессиональных знаний, но и способности адекватно оценивать вызовы устойчивому развитию общества, как и их значение для белорусского государства, социума и каждой отдельной личности. Общеобразовательная дисциплина «Философия и методология науки» предполагает концептуальное осмысление современных мировых процессов и призвана помочь ученому определить свои социальные и гражданские позиции, осознать, что сегодня наука предъявляет повышенные требования к личностным качествам, мировоззренческим и ценностным установкам ученых. |