Специальность |
7-06-0313-01 Психология (профилизация: Педагогическая психология) |
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Компонент учреждения образования. Модуль «Профессиональные Психологическое сопровождение субъектов образования»
|
Семестр изучения |
1 семестр |
Трудоемкость в зачетных единицах |
3 зачетные единицы |
Количество академических часов |
108 академических часов (52 аудиторных часа, 10 часов самостоятельная работа) |
Форма промежуточной аттестации |
1 семестр – зачет |
Формируемые компетенции2
|
Специализированная компетенция: Обеспечивать формирование адаптивного копинг-поведения участников образовательного процессса на основе интеграции поведенческих и когнитивных условий личности по преодолению трудных жизненных ситуаций с опорой на социокультурные, личностные и ситуационные ресурсы. |
Результаты обучения3 |
Знать: актуальные проблемы психологии совладающего поведения в ситуациях неопределенности как области научного знания; методологические подходы к совладающему поведению, неопределенности, толерантности к неопределенности в психологии; содержание, виды и критерии стратегия совладания с ситуациями неопределенности; возрастные особенности совладания с ситуациями неопределенности; источники неопределенности в различных жизненных сферах участников образовательного процесса и типы ситуаций неопределенности; психологические механизмы формирования семейного копинга, влияния родительского копинга на совладающее поведение ребенка; сущностные и классификационные характеристики ресурсов совладания; диагностический инструментарий, применяемый для изучения стратегий совладания с ситуациями неопределенности и ресурсов совладания; методы психологического сопровождения субъектов образования в направлении развития ресурсов совладания и формированияконструктивных стратегий совладания с неопределенностью у участников образовательного процесса. Уметь: дифференцировать стратегии совладания с ситуациями неопределенности, толерантность к неопределенности, ситуации неопределенности со смежными феноменами; различать конструктивные (адаптивные) и неконструктивные (неадаптивные) стратегии совладания с ситуациями неопределенности; осуществлять психологическое сопровождение обучающихся, педагогов, семей обучающихся в направлении формирования конструктивных стратегий совладания с ситуациями неопределенности; разрабатывать программу развития ресурсов совладания у участников образовательного процесса. Владеть: продуктивными стилями совладающего поведения в условиях неопределенности; когнитивными и личностными ресурсами совладания; толерантностью к неопределенности в профессионально-ориентированных ситуациях. |
Пререквизиты4 |
Для изучения данной учебной дисциплины студенты должны успешно освоить следующие учебные дисциплины: «Психология инновационной деятельности в образовании», «Современные технологии психологической помощи обучающимся группы риска», «Медиапсихология». |
Краткое содержание учебной дисциплины |
Психология совладания в ситуациях неопределенности как область научного знания. Ситуация неопределенности как психологический феномен. Совладающее поведение как психологическая категория. Классификационная характеристика стратегий совладающего поведения в условиях неопределенности. Возрастные особенности совладающего поведения обучающихся в ситуациях неопределенности. Семейная система как фактор совладания с неопределенностью субъектов образования. Психология совладания с неопределенностью в профессиональной деятельности педагогов. Ресурсы совладания с неопределенностью: понятия и типология. Толерантность к неопределенности как ключевой ресурс совладания. Когнитивные ресурсы совладания |