Секция психологии
Кафедра психологии и физического воспитания
Учреждение образования «Барановичский государственный университет»

Философия и методология науки

Специальность

7-06-0111-01 Научно-педагогическая деятельность; 7-06-0111-01 Научно-педагогическая деятельность, специализация «Иностранные языки»; 7-06-0313-01 «Психология» (профилизация «Педагогическая психология»); 1-25 80 01 «Экономика», профилизации «Аналитическая экономика и управление бизнесом»

Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Дополнительные виды обучения

Семестр изучения

1; 2 семестр

Трудоемкость в зачетных единицах

3 зачетные единицы

Количество академических часов

124 академических часа (72 аудиторных часа)

Форма промежуточной аттестации

1, 2 семестр – кандидатский экзамен

Формируемые компетенции2

 

Универсальные компетенции:

Применять методы научного познания в исследовательской деятельности, генерировать и реализовывать инновационные идеи

Результаты обучения

Знать:

-       философские и мировоззренческие проблемы в контексте ценностей современной цивилизации;

-       концептуальные модели философско-методологического анализа науки;

-       философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки;

-       концептуальное содержание и методологию междисциплинарных и трансдисциплинарных направлений современной науки;

-       комплекс системных методов и философско-методологических принципов современного научного исследования и содержание специфики их применения в профессиональной деятельности;

-       содержание концептуального аппарата и методики из области теории и практики аргументации;

 

Уметь:

-      анализировать и оценивать содержание и уровень философско-методологических проблем при решении социальных и профессиональных задач;

-      использовать в профессиональной исследовательской и педагогической деятельности знания об истории развития современных философских направлений;

-      проводить критический анализ, обобщение и систематизацию научной информации, постановку целей исследования и выбор оптимальных путей и методов их достижения;

-      разрабатывать новые методы исследования применительно к научному, научно-производственному и педагогическому профилю деятельности;

-      проводить научные исследования при соблюдении принципов академической этики, признания личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы;

-      проявлять способность к творчеству и научному поиску в контексте междисциплинарного подхода к решению практикоориентированных и фундаментальных научных проблем;

 

Владеть:

-       методологией научного познания;

-       стратегиями анализа и оценки содержания и уровня философско-методологических проблем при решении задач инновационной деятельности;

-       методами научного познания в самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

-       методами генерирования и реализации инновационных идей.

 

Пререквизиты

Для изучения данной учебной дисциплины студенты должны успешно освоить следующие учебные дисциплины: «Философия», «Социология», «Политология», «Методология и методы научного исследования», «Методология психологических исследований».

Краткое содержание учебной дисциплины

Философия и методология науки рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых. В ней сохраняется сложившаяся в отечественной высшей школе традиция, согласно которой успешная подготовка научных и научно-педагогических работников предполагает систематическое изучение курса философии и методологии науки и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления.

В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки молодых ученых еще более возрастает. Повсеместное распространение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности — эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов.

Актуальность такой подготовки в существенной степени определяется и теми стратегическими задачами, которые сегодня призвана решать наша страна. Долгосрочная стратегия формирования и развития модели белорусской экономики, основанной на интеллекте, требует от будущих специалистов не только глубоких профессиональных знаний, но и способности адекватно оценивать вызовы устойчивому развитию общества, как и их значение для белорусского государства, социума и каждой отдельной личности.

Общеобразовательная дисциплина «Философия и методология науки» предполагает концептуальное осмысление современных мировых процессов и призвана помочь ученому определить свои социальные и гражданские позиции, осознать, что сегодня наука предъявляет повышенные требования к личностным качествам, мировоззренческим и ценностным установкам ученых.

Адрес:
каб. 315/1, ул.Парковая, 62, 225401 г.Барановичи, Брестская обл.

Заведующий кафедрой:
Иценко Александр Григорьевич

Телефон:
+375 163 68 00 95

E-mail:
kaf.ps@barsu.by

Нашли ли Вы нужную информацию для себя на сайте?