Контакты

Адрес: ул.Парковая 62 г.Барановичи, Брестская обл.

Заведующий кафедрой: Яценко Татьяна Евгеньевна


Телефон: +375 163 409520
Режим работы: понедельник - пятница 8.30 - 17.30 обед: 13.00 - 14.00

Лаборатории кафедры

При кафедре психологии работает 2 филиала: на базе Барановичского центра медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями (Руководитель А. А. Селезнев) и на базе ГУО «Ясли-сад № 27 г. Барановичи» (Руководитель Ж. В. Рзаева). Оба филиала функционируют согласно утвержденным Положениям об их работе.

Под руководством ст. преподавателя кафедры психологии А. А. Селезнева работает филиал кафедры психологии на базе Барановичского центра медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями.

За 2014 год:

Разработано новое положение о филиале кафедры.

Штат ЦМР: 25 специалистов, в том числе: заведующий – 1, 8 педагогов-психологов (2 психолога, 3 учителя-логопеда, 3 воспитателя), 5 врачей, имеющих подготовку по неврологии, психиатрии и медицинской психологии (2 врача-невролога, 1 врач-ортопед, 2 врача-педиатра), 2 инструктора ЛФК, 9 медицинских сестер (специализация: физиотерапия, массаж).

Имеется помещение для филиала кафедры и проведения занятий со студентами.

Цель деятельности филиала кафедрыповышение качества образовательного процесса посредством расширения взаимодействия кафедры психологии Университета и ЦМР для детей с психоневрологическими заболеваниями г. Барановичи (заказчика специалистов), усиление практико-ориентированности учебного процесса.

Задачи филиала кафедры:

- научно-методическое обеспечение развития образовательного процесса, организации управляемой самостоятельной работы студентов;

- развитие профессиональной психологической культуры студентов;

- информационная и организационная поддержка научно-исследовательской работы сотрудников Филиала кафедры;

- медико-психологическое консультирование, формирование здорового образа жизни, психологической культуры и психологического здоровья населения;

- реализация миссии, цели, политики университета в области качества, требований стандартов системы менеджмента университета в пределах установленных настоящим положением полномочий;

- эффективное применение документов системы менеджмента университета.

- подготовлены список рекомендуемых тем для научно-исследовательских работ студентов, перечень лекционно-семинарских занятий для родителей;

- подготовлены методические рекомендации для психологов, методистов ЦМР, родителей детей (в том числе электронная версия): «Массаж и ЛФК при ДЦП»;

- студенты выполняют задания управляемой самостоятельной работы по экспериментальной психологии и системному анализу данных, психофизиологии и нейропсихологии в соответствии с учебными программами;

- проводятся ежемесячно встречи студентов 3-4 курсов с родителями детей с функциональными ограничениями, беседы, психологическое консультирование родителей;

- подготовлены научные статьи студентов с использованием материалов, полученных на базе ЦМР:

Опубликованы статьи: 12.

1. Антончик, Ю. Г. Психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с аутизмом / Ю. Г. Антончик // Специалист XXI века: психолого-педагогическая культура и профессиональная компетентность : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. исследователей, 27–28 ноября 2013 г., Барановичи, Респ. Беларусь / редкол.: А. В. Никишова (гл. ред.) [и др.].. — Барановичи : РИО БарГУ, 2013. — С. 35—36.

2. Осипенкова, Е. А. Влияние мультфильмов на психологическую культуру и психологическое здоровье детей дошкольного возраста / Е. А. Осипенкова [и др.] // Специалист XXI века: психолого-педагогическая культура и профессиональная компетентность : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. исследователей, 27–28 ноября 2013 г., Барановичи, Респ. Беларусь / редкол.: А. В. Никишова (гл. ред.) [и др.].. — Барановичи : РИО БарГУ, 2013. — С. 40—42.

3. Нестерук, И. А. Аборт и психологическое здоровье женщины // Специалист XXI века: психолого-педагогическая культура и профессиональная компетентность : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. исследователей, 27–28 ноября 2013 г., Барановичи, Респ. Беларусь / редкол.: А. В. Никишова (гл. ред.) [и др.].. — Барановичи : РИО БарГУ, 2013. — С. 56—58.

4. Стрельченя, К. Г. Влияние средств массовой информации на психологическое здоровье общества / К. Г. Стрельченя // Специалист XXI века: психолого-педагогическая культура и профессиональная компетентность : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. исследователей, 27–28 ноября 2013 г., Барановичи, Респ. Беларусь / редкол.: А. В. Никишова (гл. ред.) [и др.].. — Барановичи : РИО БарГУ, 2013. — С. 71—73.

5. Франчук, М. Г. Интернет зависимость в подростковом обществе / М. Г. Франчук, Ю. В. Юруть // Специалист XXI века: психолого-педагогическая культура и профессиональная компетентность : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. исследователей, 27–28 ноября 2013 г., Барановичи, Респ. Беларусь / редкол.: А. В. Никишова (гл. ред.) [и др.].. — Барановичи : РИО БарГУ, 2013. — С. 73—75.

6. Антончик, Ю.Г. Влияние интернет–зависимости на личность подростка / Ю. Г. Антончик // Материалы X Междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей «Содружество наук. Барановичи-2014», Барановичи, 22–23 мая 2014 г. / Редкол.: А. В. Никишова (гл. ред.) [и др.]. — Барановичи : РИО БарГУ, 2014. — С. 64—66.

7. Осипенкова, Е. А. Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка / Е. А. Осипенкова // Материалы X Междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей «Содружество наук. Барановичи-2014», Барановичи, 22–23 мая 2014 г. / Редкол.: А. В. Никишова (гл. ред.) [и др.]. — Барановичи : РИО БарГУ, 2014. — С. 64—66.

8. Серко, Т. В. Ценностное отношение к собственному здоровью как показатель психологической гармонии личности / Т. В. Серко, В. Ю. Свидерская // Материалы X Междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей «Содружество наук. Барановичи-2014», Барановичи, 22–23 мая 2014 г. / Редкол.: А. В. Никишова (гл. ред.) [и др.]. — Барановичи : РИО БарГУ, 2014. — С. 102—104.

9. Юруть, Ю. В. Влияние занятий физической культурой и спортом на психоэмоциональное состояние личности подростка / Т. В. Юруть // Материалы X Междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей «Содружество наук. Барановичи-2014», Барановичи, 22–23 мая 2014 г. / Редкол.: А. В. Никишова (гл. ред.) [и др.]. — Барановичи : РИО БарГУ, 2014. — С. 121—124.

10. Богданович, К. А. Репродуктивные установки людей различных поколений / К. А. Богданович // Специалист CCI века : материалы Междунар. научно-практ. конф., 4-5 июня 2014 г., Барановичи, Респ. Беларусь : в 2 кн. / редкол.: А. В. Никишова (гл. ред.), А. А. Селезнёв (отв. ред.) [и др.]. – Барановичи : РИО БарГУ, 2014. – Кн. 1. — С. 202—203.

11. Говорушко, А. А. Представления студентов о любви / А. А. Говорущко, Т. М. Родионова // Специалист CCI века : материалы Междунар. научно-практ. конф., 4-5 июня 2014 г., Барановичи, Респ. Беларусь : в 2 кн. / редкол.: А. В. Никишова (гл. ред.), А. А. Селезнёв (отв. ред.) [и др.]. – Барановичи : РИО БарГУ, 2014. – Кн. 1. — С. 215—217.

12. Осипенкова, Е. А. Телевидение как фактор формирования культуры речи дошкольника / Е. А. Осипенкова // Специалист CCI века : материалы Междунар. научно-практ. конф., 4-5 июня 2014 г., Барановичи, Респ. Беларусь : в 2 кн. / редкол.: А. В. Никишова (гл. ред.), А. А. Селезнёв (отв. ред.) [и др.]. – Барановичи : РИО БарГУ, 2014. – Кн. 1. — С. 239—241;

- организован и проведен методический семинар для преподавателей и студентов педагогического факультета «Семейная психотерапия. Психолого-педагогическое сопровождение детей с психоневрологическими заболеваниями (из опыта работы филиала кафедры психологии на базе ЦМР для детей с психоневрологическими заболеваниями)» (по плану недели кафедры психологии, 16.04.14, 16.3017.50). В работе семинара приняли участие главный врач центра Ритчик В. И., психологи ЦМР Козеко Е.А., Сорока Г.В., которые рассказали о содержании и принципах работы центра медицинской реабилитации, специалистов центра, поделились опытом психологического сопровождения родителей и детей особой заботы. Присутствующие на семинаре имели возможность получить ответы на интересующие их вопросы, посмотреть фильм из опыта работы филиала кафедры психологии на базе центра медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями;

Ежемесячно проводятся семинары для сотрудников ЦМР, занятия с родителями детей с функциональными ограничениями на базе ЦМР с участием студентов БарГУ.

Продолжается работа в соответствии с планом работы филиала кафедры. Работа филиала кафедры ежегодно рассматривается на заседаниях кафедры.

В учебном процессе активно используются авторские компьютерные программы:

- «Применение статистических методов исследований в социологии, медицине, психологии» (А.А. Селезнёв, С.М. Мастовников, 2002);

- «Автоматизированное рабочее место психолога» (А.А. Селезнёв, С.М. Мастовников, 2003);

- «Атлас анатомии» (А.А. Селезнёв, И.В. Кондаков, 2002);

- «Анатомия и физиология в вопросах и ответах» (А.А. Селезнёв, А.И. Проскуряков, 2002);

- «Обучение и тестирование» (А.А. Селезнёв, И.В. Кондаков, 2006).

Дальнейшее совершенствование работы филиала кафедры психологии на базе ЦМР включает в себя:

- активизацию совместной научно-исследовательской работы по проблеме психологической культуры здоровьесберегающих педагогических технологий;

- повышение профессионально-психологической культуры будущих специалистов;

- разработку научно обоснованных показателей реабилитации детей с функциональными ограничениями с целью совершенствования работы специалистов ЦМР, в том числе педагогов-психологов;

- усиление просветительной, профилактической психологической работы с родителями, населением по проблемам перинатальной психологии, психопатологии, психологической культуры и психологического здоровья личности.

В отчетном году под руководством О. Н. Бабылевой на базе ГУО «Ясли-сад № 27 г. Барановичи» продолжал работу филиал кафедры психологии. В сентябре 2014 г. решением заседания кафедры психологии руководство Филиалом поручено преподавателю кафедры Бабылёвой О.Н. (научные интересы связаны с исследованием проблемы формирования у родителей представлений об индивидуально-психологических особенностях дошкольников, и поиском путей взаимодействия науки и практики в этом направлении).

Основной состав Филиала согласно плану деятельности на учебный год:

Рзаева Жанна Вячеславовна – старший преподаватель кафедры психологии УО «БарГУ»; Нестер Елена Фёдоровна – заведующий кафедрой психологии УО «БарГУ»; Пугачёва Марина Алексеевна – педагог-психолог ГУДО «Ясли-сад №27» г. Барановичи; Акулюшина Светлана Степановна – заведующий ГУДО «Ясли-сад №27» г. Барановичи; Попевская Марина Анатольевна – заместитель заведующего по основной деятельности ГУДО «Ясли-сад №27» г. Барановичи; воспитатели ГУДО «Ясли-сад №27» г. Барановичи; преподаватели кафедры психологии, руководители практик УО «БарГУ»

Штат педагогов и специалистов ГУДО: 20 человек: заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности, 6 специалистов (педагог психолог, учитель-дефектолог, руководитель физического воспитания, 3 музыкальных руководителя), 12 воспитателей.

Цель деятельности филиала кафедры — повышение качества образовательного процесса посредством расширения взаимодействия кафедры психологии Университета и сотрудников дошкольных учреждений г. Барановичи, усиление практико-ориентированности учебного процесса.

Задачи филиала кафедры:

научно-методическое обеспечение образовательного процесса, организации управляемой самостоятельной работы студентов;

развитие профессиональной психологической культуры студентов;

информационная и организационная поддержка научно-исследовательской работы сотрудников Филиала кафедры;

реализация Миссии, Политики и Целей университета в области качества, требований стандартов системы менеджмента качества университета в пределах, установленных настоящим положением полномочий;

эффективное применение документов системы менеджмента качества университета.

Основные направления сотрудничества, реализуемые в ходе деятельности Филиала:

Участие в проведении установочных конференций производственных и преддипломных практик, руководство практикой студентов специальностей

Поведение практических занятий с целью овладения профессиональными навыками психологической деятельности

Подготовка и проведение мероприятий по психологическому просвещению

Консультативная деятельность

Научно-исследовательская деятельность

В ходе сотрудничества реализуется содействие:

- профессиональному и творческому подходу к разностороннему развитию личности ребёнка

-обеспечению разностороннего развития личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями

За 2014 учебный год:

- запланирована и организуется работа проекта «Взрослый и ребёнок: два разных мира: увидеть, услышать и понять» (Бабылёва О.Н.) в рамках научного исследования «Формирование представлений родителей об индивидуально-психологических особенностях дошкольников»

- в рамках просветительской работы в октябре 2014 г. проведено заседание дискуссионного клуба для воспитателей «Детский сад и семья: ребёнок нашими глазами». Дискуссия (рассмотрение, исследование) как форма взаимодействия по своему определению предполагает: организацию совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; обучение, повышающее интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения в коллективный поиск истины. Основной целью мероприятия выступило: выяснение мнений, сбор и упорядочивание информации по проблеме организации партнёрских взаимоотношений детского сада и семьи в вопросах формирования представлений родителей об индивидуально-психологических особенностях детей. Задачи были определены ориентирами для организации взаимодействия в рамках проекта:

· обсуждение значимых потребностей и особенностей эмоциональной жизни детей дошкольного возраста

· анализ проблемных ситуаций взаимодействия взрослых и детей как основы гармоничного развития личности дошкольников;

· изучение запросов воспитателей по вопросам организации взаимодействия с родителями с целью их конструктивного общения с собственными детьми.

В мероприятии приняли участи 12 педагогов, заместитель заведующего по основной деятельности, педагог-психолог, преподаватели кафедры психологии, а также студенты специальности «Практическая психология. Технология (обслуживающий труд)», проходящих педагогическую практику на базе УО «Барановичский государственный университет».

Результатом мероприятия выступило упорядочивание и обмен мнениями педагогов по вопросам гармоничного эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста, а также обозначен круг проблем взаимодействия педагогов с родителями по вопросам формирования адекватного образа эмоциональной жизни ребёнка

- разработан план эмпирического исследования представлений родителей об особенностях эмоциональной жизни ребёнка: производится анализ данных по изучению компонентов представлений родителей как образа индивидуальности ребёнка, а также индивидуально-психологических особенностей дошкольников (октябрь 2014 г. – декабрь 2014); планируется исследование взаимосвязи представлений родителей об индивидуально-психологических особенностях дошкольников и характеристик эмоционального опыта и благополучия детей (декабрь 2014 – январь 2015г.); в последующих планах разработка, апробация программы формирования представлений родителей об индивидуально-психологических особенностях дошкольников (январь 2015 – июнь 2016

Ожидаемый эффект от реализации проекта: полученные результаты исследования и формирующая программа позволят повысить качество формирования психологической культуры родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, с точки зрения их представлений об индивидуально-психологических особенностях дошкольников, сформировать начальный уровень психологической компетентности студентов в области психологического сопровождения семей, воспитывающих дошкольников. Материалы исследования могут быть впоследствии использованы при организации образовательного процесса в системе повышения квалификации, ориентированном на повышение уровня психологической компетентности педагогов.

- изучены запросы педагога-психолога, требующие научного обоснования некоторых аспектов его профессиональной деятельности;

- производится пропаганда научных, психолого-педагогических и культурных знаний в учреждении образования, на базе которого функционирует филиал кафедры;

- студенты выполняют задания лабораторных и управляемой самостоятельной работ по некоторым разделам и темам дисциплин в соответствии с учебными программами;

- сотрудники филиала кафедры принимают участие в подготовке материалов научно-практических конференций по проблемам и направлениям, реализуемым в деятельности филиала.