Белановская Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры

 

Образование

Высшее.

В 1977 году закончила обучение в средней школе № 12 г. Пинска Брестской области. После окончания средней школы поступила в Пинское педагогическое училище им. А.С.Пушкина на дошкольное отделение, обучение в котором закончила в 1979 году. В 1979 году по направлению педучилища поступила в Минский государственный педагогический институт имени А.М.Горького. В 1982 г. окончила факультет дошкольного воспитания Минского государственного педагогического института им. М. Горького по специальности «преподаватель педагогики и психологии (дошкольной), методист по дошкольному воспитанию». В 1995 - 1997 г г . прошла переподготовку по специальности «Практический психолог в системе образования» в БГПУ им. М. Танка г. Минска . В 2013 - 2015 г г . прошла переподготовку по специальности « Логопедия » в БГПУ им. М. Танка г. Минска .

В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию диссертацию на тему «Генезис Я-форм замещения у детей раннего возраста в условиях нормы и социальной депривации» по специальности 19.00.10 – коррекционная психология при БГПУ им. М.Танка

 

Опыт работы

С 1982 по 1983 г. работала преподавателем на дошкольном факультете в Рогачевском педагогическом училище Гомельской обл. С 1983 по 1989 г. работала учителем в  Николевской средней школе, Еланской восьмилетней школе Балаковского района Саратовской области  РСФСР. С 1989 по 1994 г. работала методистом в яслях-саду г. Балаково Саратовской области РСФСР.

С 1995 по 1997 г. работала  практическим психологом в Минской педагогической гимназии № 3. В 1997 году – преподаватель и ведущий специалист кафедры возрастной и педагогической психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». В 1999 г. – старший преподаватель; в 2002 г. – доцент кафедры возрастной и педагогической психологии; с 16 апреля 2002 года по 17 июня 2003 года – исполняющий обязанности заведующего кафедры возрастной и педагогической психологии; с 17 июня по октябрь 2003 г. – заместитель декана по воспитательной работе факультета социально-педагогических технологий БГПУ. С октября 2003 г. по август 2012 г. – заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии БГПУ. С 1 сентября 2012 г. по 17 ноября 2014 г. – доцент кафедры общей и педагогической психологии, с 17 ноября 2014 г. по 22 июня 2015 г. – заведующий кафедрой клинической психологии, с 22 июня 2015 по 1 сентября 2017 г. – заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии БГПУ. С 1 сентября 2017 г. доцент кафедры психологии образования института психологии БГПУ.

Общий педагогический стаж –  35 лет. Стаж работы в БГПУ – 20 лет.

 

Учебная деятельность

преподаваемые дисциплины: «Психология развития», «Психология личности», «Психология», «Методика преподавания психологии», «Теория и методика психологического тренинга», «Психологическая диагностика», «Диагностика и коррекция личностного развития», «Психологическая коррекция», «Деятельность практического психолога», «История психологии», «Статистическая обработка данных».


подготовленные учебно-методические материалы: Автор более 200 научных, научно-методических и учебно-методических работ, из них 10 учебных и учебно-методических пособий, 125 статей (из них 65 статей в научных рецензируемых журналах из списка ВАК РБ). Среди них учебные и методические пособия: «Психология личности» (http://www.koob.ru/belanovskaya/psy_personality_b); «Диагностика и коррекция самосознания дошкольников» (http://www.koob.ru/belanovskaya/diagnostics_correction_b); «Индивидуальная и групповая психотерапия» ( http://elib.bspu.by/handle/doc/792 ); «Психологическая диагностика в школе» (http://www.koob.ru/belanovskaya/psychological_b).

 

Научная деятельность

сфера научных интересов: психология развития самосознания личности, психосемиотика, знаково-символическая деятельность.


участие в научных мероприятиях: Белановской О.В. подготовлены 14 победителей научных работ студентов вузов РБ (1 место – 4 человека, 2 место – 5 человек, 3 место – 5 человек). Подготовила более 28 магистров, 5 аспирантов.

Член редколлегии журнала «Вестник Баргу. Серия 1». Входит в состав научного совета совета по защите диссертаций К 02.21.01 при учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». Секретарь научно-методического совета по социально-педагогическому, психологическому и специальному образованию УМО ПО при БГПУ.

реализация научно-исследовательских проектов: Руководила коллективами по разработке пяти фундаментальных научных тем. Являлась организатором ряда международных и республиканских конференций, круглых столов и семинаров. Участвовала в работе комиссии по аккредитации специальностей «Государственное управления и идеология», «Управление персоналом» в институте госслужбы Академии управления при Президенте Республики Беларусь (январь 2007 г.). Осуществляла экспертную оценку заявок проектов по белорусскому республиканскому фонду фундаментальных исследований (2007 г.), экспертную деятельность по аттестации претендентов по фонду поддержки молодых ученых (2006 г., 2007 г.).

Наиболее значимые публикации:

Статьи в изданиях, входящих в перечень ВАК РБ

1. Белановская О.В. Идентификация как механизм развития личности // Адукацыя i выхаванне. – 2000. –  № 10. – С. 36–40.

2. Белановская О. В. Проблемы системной концепции человека в современной польской психологии // Псiхалогiя. – 2004. – № 3. –  С. 55–60.

3. Белановская О.В., Коломинский Я.Л. Экология старения: «социально-психологическое протезирование» как способ коррекции «социально-психологических фантомных болей» // Актуальнi проблеми психологiï: Збiрник наукових праць Iнституту психологiï iм. Г.С.Костюка АПН Украïни / за ред. Максименка С.Д. – К.: Мiленiум, 2005. – т.7. – Вип. 5. –Ч.1. – С. 226–230.

4. Коломинский Я.Л., Белановская О.В. Основные проблемы психологии межличностного педагогического взаимодействия // Наука i освiта. – 2008. – №3 – С. 9–14. (Научно-практический журнал южного научного  центра АПН Украины)

5. Белановская О.В., Коломинский Я.Л. Жизнь и судьба в контексте психологического исследования // Актуальнi проблеми психологiï: Збiрник наукових праць Iнституту психологiï iм. Г.С.Костюка АПН Украïни / за ред. Максименка С.Д. – Т. 7. – Вип. 20. – Ч. 1. – Житомир: Вид-воЖДУ iм. I. Франка, 2009. – С. 199–204.

6. Белановская О.В. Проблемы генезиса знаково-символической деятельности // Психологический журнал. – 2009. - № 4. – С. 11–17.

7. Белановская О.В. Знак и символ в культуре и сознании // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч.2. Вып. 9 (14) / Под. ред. В.Ф.Беркова. – Минск: РИВШ, 2010. – С.31-36.

8. Белановская О.В. Знаково-символическая деятельность как фактор формирования личностной субъективности // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. – 2010. – №1(17). – С. 40-48.

9. Белановская О.В. Семиотические закономерности формирования «образа мира» у младших школьников // Актуальнi проблеми психологiï: Збiрник наукових праць Iнституту психологiï iм. Г.С.Костюка НАПН Украïни / за ред. Максименка С.Д. – Т. 7. – Вип. 23. – Житомир: Вид-во ЖДУ iм. I. Франка, 2010. – С. 16–24.

10. Белановская О.В. Знаково-символическая деятельность и «образ мира» у старших дошкольников // Веснік Брэсцкага універсітэта. Серыя 3: Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2010. - №2. – С. 123 – 131.

11. Белановская О.В. Модель генезиса Я-форм замещения в раннем возрасте// Актуальнi проблеми психологiï: Збiрник наукових праць Iнституту психологiï iм. Г.С.Костюка НАПН Украïни / за ред. Максименка С.Д. – Т. 7. – Вип. 26. – Житомир: Вид-во ЖДУ iм. I. Франка, 2011. – С.  31–43.

12. Белановская О.В. Личность преподавателя и ее роль в социализации студентов // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч.2. Вып. 12. – Минск: РИВШ, 2012. – С. 20-26.

13. Белановская О.В. Знаково-символическая деятельность и формирование человеческой субъективности // Актуальнi проблеми психологiï: Збiрник наукових праць Iнституту психологiï iм. Г.С.Костюка НАПН Украïни / за ред. Максименка С.Д. – Т. 7. – Вип. 29. – Житомир: Вид-во ЖДУ iм. I. Франка, 2012. – С. 40–52.

14. Белановская О.В., Тихонова Е.В. Объективные и субъективные факторы качества жизни молодого специалиста // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч.2. Вып. 13. – Минск: РИВШ, 2013. – С.32-40.

15. Белановская О.В. Характеристики родительских позиций по отношению к ребенку у молодых матерей // Зборник навуковых прац акадэмii паслядыпломнай адукацыi. Вып. 11 / рэдкал.: А.П.Манастырны (гал.рэд.) [і інш.]; ДУА “Акад. паслядыплом.адукацыі”– Мн.: АПА, 2013. – С.82-91.

16. Белановская О.В. «Уроки жизнетворчества» в коррекции времени и пространства жизни у старшеклассников // Актуальні проблеми психології: Збірник наукових праць Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України. – Житомир: “Вид-во ЖДУ ім. І. Франка”, 2014. – Том VІІ. Екологічна психологія. – Випуск 36. – С.  36-50.

17. Белановская О.В., Строгая Ю.В. Гендерные различия в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней и средней взрослости // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч.2. Вып. 14. – Минск: РИВШ, 2014. – С.43-49.

18. Белановская О.В., Строгая Ю.В. Проблема кризисов зрелого возраста // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия:  Акмеология образования. Психология развития. – 2014. Т.3. –Выпуск 4 (12). – С. 333 – 339.

19. Белановская, О.В., Олифирович, Н.И. Диагностика в психолого-педагогическом сопровождении школьников // Психологическое сопровождение образовательного процесса [Текст]: сб. науч.ст.: в 2 ч. / Редкол.: О.С. Попова (отв. ред.), А.Х. Шкляр, Ю.А. Коломейцев [и др.]. – Минск: РИПО, 2015. – Ч.1. – Выпуск 5. – С.3 – 11.

20. Белановская, О.В. Структурно-содержательные характеристики мотивационной сферы студентов-сирот / О.В.Белановская // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч.2. Вып. 15. – Минск: РИВШ, 2015. – С. 45 – 54.

21. Белановская О.В., Белановский О.Л. Представления о клиенте в структуре профессионального самосознания студентов-психологов // Актуальні проблеми психології: Збірник наукових праць Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України. – Житомир: “Вид-во ЖДУ ім. І. Франка”, 2015. – Том VІІ. Екологічна психологія. – Випуск 39. – С. 35-47.

22. Белановская О.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса создания безопасной образовательной среды / О.В. Белановская, О.В. Коминч // Психологическое сопровождение образовательного процесса [Текст]: сб. науч.ст.: в 2 ч. / Редкол.: О.С. Попова (отв. ред.), А.Х. Шкляр, Ю.А. Коломейцев [и др.]. – Минск: РИПО, 2016. – Ч.1. – Выпуск 6. – С. 144 – 154.

23. Белановская О.В. Жизненные проблемы подростков и их преодоление // Психологическое сопровождение образовательного процесса [Текст]: сб. науч.ст.: в 2 ч. / Редкол.: О.С. Попова (отв. ред.), А.Х. Шкляр, Ю.А. Коломейцев [и др.]. – Минск: РИПО, 2017. – Ч.1. – Выпуск 7. – С. 35 – 39

Публикации в журналах и сборниках научных статей

1. Белановская О.В. Развитие замещающей деятельности у детей раннего возраста // Известия Тульского государственного университета / Под ред. Е.Е.Сапоговой. –  Тула: Тульский государственный университет, 2001. –  Сер. «Психология». – Вып. 1. – С. 146–159.

2. Белановская О.В. Психология как предмет изучения в школе: гуманитарные и гуманистические тенденции в преподавании // Управление качеством образования в интересах устойчивого развития общества: Материалы 6-й междунар. науч.–практ. конф., 15–17 мая 2002 г., Минск. – Минск, 2002. – Ч.4. Психологическое сопровождение управления качеством образования. – С. 21–28.

3. Белановская О.В., Кулинкович В.А. Истоки асоциального поведения в подростково-юношеском возрасте // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2002. – № 4. – С.65–75.

4. Белановская О.В. Коррекция отклонений в развитии сознания ребенка //  Пачатковае навучанне, сям’я, дзiцячы сад, школа. – 2002. – №  1. – С. 25–33.

5. Белановская О.В. Способен ли ребенок различать ложь? // Пачатковае навучанне, сям’я, дзiцячы сад, школа. – 2003. –  № 3. – С. 39–43.

6. Белановская О.В. Знаково-символическая деятельность как основа успешности школьного обучения // Возрастная и педагогическая психология: Сб. науч. тр./ Под ред. О.В.Белановской, В.И.Секуна. – Мн.: БГПУ, 2003. – Вып. 5. – С. 39–46.

7. Белановская О.В. Представления о родительстве и готовность к материнству у молодых женщин / О.В.Белановская // Перинатальная психология и психология родительства: ежеквартальный научно-практический журнал: издается с января 2004 года / ; Ред. Г.Г. Филиппова. – 2009. – №4 октябрь-декабрь 2009г. – С. 15-19.

8. Белановская О.В. Психосемиотическая модель развития самосознания // Возрастная и педагогическая психология: Сб. науч. тр. – Мн.: БГПУ, 2005. – Вып. 6. – С. 35–41.

9. Белановская О.В. Знаково-символическая деятельность как способ построения «образа мира» и субъективности // Когнитивная психология: сб. ст. / Под ред. А.П.Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Мн.: БГПУ, 2006. – C.11-16.

10. Belanovskaja O. Emotional Infringements on Children In Adversity // Book of Abstracts Conference: XVIth ISPCAN International Congress on Child Abuse and Neglect: Children in a Changing World: Getting it Right. September 3-6, 2006, York (United Kingdom). – York, 2006. – P. 140.

11. Bełanowska O. Rozwój zawodowey ya-konzepcji studentów pedagogogów i psychologów // Procesy globalizacji a kształcenie nauczycieli: spojrzenie międzykulturowe / pod red. S. Dylaka. – Rzeszów: Wydawnictwo Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2006. – Р. 157–164.

12. Белановская О.В. Условия развития самосознания личности // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. – Вып.3. – С. 27–34.

13. Белановская О.В., Турецкая А.И. Динамика жизненных планов в юношеском возрасте // Возрастная и педагогическая психология: Сб. науч. тр. – Мн.: БГПУ, 2007. – Вып. 7. – С. 127–134.

14. Белановская О.В. Развитие рефлексивной культуры субъектов педагогического процесса // Психологические проблемы педагогической деятельности: сборник научных статей Международной Интернет-конференции, посвященной году учителя / Под ред. Е.И.Рогова. – Ростов н/Д., Изд-во CКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. – С. 40 – 46.

15. Коломинский Я.Л., Белановская О.В. Психологические проблемы смысла  жизни  в старости // «Психология зрелости и старения» – 2010. – №  2(50). – С. 72–83.

16. Белановская О.В. Семиотическая деятельность как зона ближайшего развития самосознания ребенка // «Зона ближайшего развития» в теоретической и практической психологии»: Материалы XI Международных чтений памяти Л.С.Выготского, Москва,  15-18 ноября 2010 г. / Под ред. В.Т. Кудрявцева (отв. ред.); Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т психологии им. Л.С.Выготского. – М., 2010. – С.163-167.

17. Белановская О.В. Диагностика способности дошкольника к распознаванию правды и лжи // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2011. - № 3. - С. 66-69 [Электронный ресурс].  – Режим доступа: www.sdo-journal.ru/sdo/info/14082.html – Дата доступа: 03.10.2011.

18. Белановская О.В. Психологические особенности межъязыковой интерференции в условиях искусственного билингвизма // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалистов: сб.науч. статей / Брест.гос.ун-т им. А.С.Пушкина, редкол.: А.Н.Гарбалев [и др.]. – Брест: БрГУ, 2013. – С.158-165.

19. Белановская О.В., Пацанович И.П. Представления о семье у молодых людей с различными гендерными характеристиками // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во «Научная Книга», 2013. – Вып. 11. – С. 160-169.

20. Белановская О.В. Гендерные различия проявления страхов в  подростково-юношеском возрасте // Актуальные научные исследования в современном мире: ХVІ Междунар. научн. конф., 26-27 июля 2016 г., Переяслав-Хмельницкий. // Сб. научных трудов - Переяслав-Хмельницкий, 2016. - Вып. 8 (16), ч. 2 – С. 116-121.

21. Белановская О.В., Олифирович Н.И., Баранов Д.С. Роль супервизии в профессиональном развитии психологов вузов // Актуальные научные исследования в современном мире: ХVІІІ Междунар. научн. конф., 26-27 октября 2016 г., Переяслав-Хмельницкий. // Сб. научных трудов. - Переяслав-Хмельницкий, 2016. - Вып. 10(18), ч. 5. – С.22-28.

22. Белановская О.В. Структура семьи как фактор развития замещающих действий и самосознания у ребенка раннего возраста / Социальные и психологические проблемы современной семьи: материалы VII междунар. науч. конф., 8-9 нояб. 2016 г., г.Владимир / Владим.гос.ун-т. им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. – С. 61-66.

23. Белановская, О.В. Особенности представлений студентов о лжи / Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалистов : сборник научных трудов / О.В. Белановская / Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина ; под общ. ред. В.Ф.Сатиновой. – Брест : БрГУ им. А.С. Пушкина, 2017. – С 164-171



Достижения

Член-корреспондент Международной славянской академии образования (МСАО);

Член Международного Общества Развития Поведения (ISSBD);

Член Международного общества по научным исследованиям асоциального поведения (ISPCAN);

Член общественного объединения «Белорусская ассоциация психотерапевтов»;

Член Белорусского общества психологов.

В 2010 г. награждена третьей премией Специального Фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов  за особый вклад в развитие способностей одаренных учащихся и студентов по итогам 2009/2010 учебного года. Награждена грамотами БГПУ.



Контакты

e-mail:  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript