Селезнев Александр Алексеевич, старший преподаватель

 

 

Образование


В 1984 г. закончил Минский ордена Трудового Красного Знамени государственный медицинский институт по специальности «Гигиена, санитария, эпидемиология» с присвоением квалификации «Врач-гигиенист-эпидемиолог».
В 1988 г. повышал квалификацию по теме «Педагогика и медицинская психология» (Киевский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт имени акад. А.А. Богомольца).
В 2003 г. повышал квалификацию по теме «Современные технологии обработки информации на персональном компьютере» (Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров по менеджменту и развитию персонала).
В 2004 г. повышал квалификацию по теме «Современные информационные технологии в учебном процессе» на базе РИПО.
В 2006 г. повышал квалификацию по теме «Организация учебно-воспитательного процесса в вузе» на базе Республиканского института высшей школы.
В 2008 г. окончил аспирантуру Республиканского института профессионального образования (РИПО) по специальности 19.00.07 «Педагогическая психология».
В 2013 г. повышал квалификацию по теме «Инновационные подходы к модернизации образования» на базе Республиканского института инновационных технологий Белорусского национального технического университета.
В 2016 г. повышал квалификацию по теме "Инновационные технологии оптимизации работы высшей школы" на базе Республиканского института инновационных технологий Белорусского национального технического университета.

 

Опыт работы

В период с 1984 г. по 1987 г. работал эпидемиологом Ляховичского района Брестской области.
С 1987 г. по 1988 г. – врачом по гигиене труда Барановичского отделения Белорусской железной дороги.
С 1988 г. по 2004 г. – заведующим фельдшерко-акушерским отделением Барановичского государственного медицинского училища, преподавателем анатомии и физиологии, гигиены, общей и медицинской психологии, помощи в экстремальных условиях.
С 2004 г. – преподавателем кафедры психологии Барановичского государственного высшего педагогического колледжа, Барановичского государственного университета (БарГУ).
С 2007 г. по настоящее время – старшим преподавателем кафедры психологии  БарГУ.

Учебная деятельность


преподаваемые дисциплины: "Экспериментальная психология и системный анализ данных", "Психофизиология и нейропсихология", "Методология и методы психологических исследований", "История психология".
подготовленные учебно-методические материалы:

1. Аутомониторинг здоровья, или оздоровление через обучение: учеб.-метод. пособие / БарГУ; авт.-сост. А.А. Селезнёв. – Барановичи, 2005. – 66 с.
2. Психология здоровья: учеб.-метод. пособие / БарГУ; А.А. Селезнёв; под ред. Я.Л. Коломинского. – Барановичи, 2006. – 132 с.
3. Селезнёв, А.А. Педагогическая психология здоровья: метод. бюллетень № 7 / А.А. Селезнёв. – Барановичи: БарГУ, 2006. – 40 с.
4. Психология здоровья: учеб.-метод. пособие для организации управляемой самостоятельной работы / БарГУ; авт.-сост. А.А. Селезнёв; под ред. Я.Л. Коломинского. – Барановичи, 2007. – 303 с.
5. Курсовые и дипломные работы по психологии: метод. рекомендации для студентов пед. фак. дневной и заочной форм обучения / авт.-сост.: Т.С. Рашевская, А.А. Селезнёв, Л.И. Станиславчик. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – 116 с.
6. Селезнёв, А.А. Нейропсихология: учеб.-метод. пособие для управляемой самост. работы / А.А. Селезнёв. – Барановичи: РИО БарГУ, 2009. – 80 с.
7. Селезнёв, А.А. Системный анализ данных: учеб.-метод. пособие для самост. работы студентов / А.А. Селезнёв. – Барановичи: РИО БарГУ, 2009. – 116 [4] с.
8. Селезнёв, А.А. Педагогическая психология здоровья [Текст] : сб. метод. материалов для студентов психолог. специальностей высш. учеб. заведений : в 2 ч. / А. А. Селезнёв. — Барановичи : РИО БарГУ, 2011. — Ч. 1. — 112, [4] с.  — Ч. 2. — 66, [6] с.
9. Селезнёв, А.А. Нейропсихология: практ. рук. для контролируемой самостоят. работы студентов / А.А. Селезнёв. – Барановичи: РИО БарГУ, 2013. – 64 с.
10. Селезнёв, А. А.Экспериментальная психология и системный анализ данных [Текст] :практ. рук. для управляемой самостоят. работы студентов / А. А. Селезнёв. — Барановичи : РИО БарГУ, 2014. — 157, [3] с.

Научная деятельность

сфера научных интересов: социальная психология здоровья, психология здоровья, педагогическая психология здоровья
участие в научных мероприятиях: международные и республиканские научно-практические конференции;
научно-исследовательская работа со студентами: руководитель студенческого научного кружка «Образование и здоровье", руководство дипломными работами, публикации студентов в зарубежных сборниках научных статей, в  сборниках материалов конференций, руководство научно-исследовательской работой студентов по проблематике "Психологическое здоровье личности, психологическая культура личности, взаимосвязь психологической культуры и психологического здоровья личности, здоровьесберегающие психолого-педагогические технологии, технологии медико-психолого-педагогической работы с детьми с инвалидностью".
наиболее значимые публикации:

Монографии

1. Селезнёв, А.А. Педагогическая психология здоровья в системе профессионального образования: монография / А.А. Селезнёв; науч. ред. Я.Л. Коломинский. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – 158[2] с. (10,23 авт. л.).
2. Селезнёв, А.А. Психологическая культура здоровьесберегающих педагогических технологий: монография / А.А. Селезнёв. – Минск: Колорград, 2015.  – 359 с. (20,8 авт. л.)
3. Селезнёв, А.А. Здоровьесберегающие технологии в системе непрерывного образования: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. — Ульяновск: Зебра, 2016. — С. 5—19

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РБ

1. Селезнёв, А.А. Психологическое здоровье и его взаимосвязь с психологической культурой личности / А.А. Селезнёв // Адукацыя і выхаванне. – № 11. – 2005. – С. 30–35.
2. Селезнёв, А.А. Психологическая культура и психологическое здоровье молодежи в процессе профессионального образования / А.А. Селезнёв // Псіхалогія.– 2006. – № 2. – С. 35–41.
3. Селезнёв, А.А. Образование и здоровье / А.А. Селезнёв // Псіхалогія.– 2007. – № 3. – С. 30–36.
4. Селезнёв, А.А. Развитие психологической культуры учащейся молодежи / А.А. Селезнёв // Адукацыя і выхаванне. – № 9. – 2007. – С. 43–47.
5. Селезнёв, А.А. Здоровьесозидающие педагогические технологии взаимодействия / А.А. Селезнёв // Народная асвета. – № 6. – 2008. – С. 35–40.
6. Селезнёв, А.А. Обучение, ориентированное на психологическое здоровье личности / Я.Л. Коломинский, А.А. Селезнёв // Адукацыя і выхаванне. – № 5. – 2009. – С. 52–60.
7. Селезнёв, А.А. Психологическая культура и психологическое здоровье: модель тренинга / А.А. Селезнёв // Народная асвета. – № 5. – 2009. – С. 14–18.
8. Селезнёв, А.А. Критерии психологического здоровья учащейся молодежи (Ч. 1, 2) / А.А. Селезнёв // Психотерапия и клиническая психология.– 2006. – № 2. – С. 15–19; – № 3. – С. 8–14.
9. Селезнёв, А.А. Взаимосвязь формирования психологической культуры и психологического здоровья молодежи в процессе профессионального образования / А.А. Селезнёв // Психотерапия и клиническая психология.– 2007. – № 3. – С. 11–18.
10. Селезнёв, А.А. Психологические аспекты здоровьесберегающего образования населения / Я.Л. Коломинский, А.А. Селезнёв // Психотерапия и клиническая психология.– 2008. – № 1. – С. 6–10.
11. Селезнёв, А.А. Психологическая культура здоровьесберегающих технологий педагогического взаимодействия / Я.Л. Коломинский, А.А. Селезнёв // Наука и образование. – № 3. – 2008. – С. 87–91.
12. Селезнёв, А.А. Специалист XXI века: психолого-педагогическая культура и профессиональная компетентность / Я.Л. Коломинский, А.А. Селезнёв, Л.И. Станиславчик // Псіхалогія.– 2011. – № 4. – С. 59–60.
13. Селезнёв, А.А. Взаимосвязь психологической культуры и психологического здоровья личности как научно-практическая проблема / Я.Л. Коломинский, А.А. Селезнёв // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология.– 2011. – № 4. – С. 120–130.
14. Селезнёв, А.А. Самоактуализация личности в контексте психологического здоровья учащейся молодежи /А. Селезнёв // Вестник БарГУ. – 2017. – Вып. 5. – С. 66–71.

Публикации в сборниках научных статей

1. Селезнёв, А.А. Социально-медико-психологический мониторинг в образовании как средство адаптации учащейся молодежи к новым условиям жизнедеятельности /А.А. Селезнёв, Т.А. Селезнёва // Актуальные проблемы профориентации и профадаптации / Сб. науч. ст. / Под ред. А.М. Кухарчук, Л.Ф. Мирзаяновой. – Барановичи: БГВПК, 2004. – С. 110–115.
2.  Селезнёв, А.А. Аутомониторинг здоровья как средство изучения адаптации студентов первого года обучения / А.А. Селезнёв // Актуальные проблемы профориентации и профадаптации: сб. науч. ст. / БарГУ; под ред. А.М. Кухарчук, Л.Ф. Мирзаяновой. – Барановичи, 2005. – С. 72–75.
3. Селезнёв, А.А. Особенности самоактуализации учащейся молодежи в период адаптации на этапе профессиональной подготовки /А.А. Селезнёв // Актуальные проблемы профориентации и профадаптации: сб. науч. ст. / под ред. А.М. Кухарчук, Л.Ф. Мирзаяновой. – Барановичи: УО БарГУ, 2006. – С. 149–155.
4. Селезнёв, А.А. Развитие когнитивной эффективности восприятия факторов тревожности у учащейся молодежи /А.А. Селезнёв // Актуальные проблемы профориентации и профадаптации: межвузов. сб. науч. ст. / под ред. А.М. Кухарчук, Л.Ф. Мирзаяновой. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – С. 84–91.
5.  Селезнёв, А.А. Формирование психологического здоровья учащейся молодежи в процессе профессионального образования / А.А. Селезнёв // Воспитание в сотворчестве (активные методы в воспитательной работе с учащейся молодежью): сб. науч. ст. / под ред. В.В. Познякова. – Минск: РИВШ, 2008. – С. 160–169.
6. Селезнёв, А.А. Взаимосвязь психологической культуры и психологического здоровья учащегося среднего специального учебного заведения /А.А. Селезнёв // Актуальные проблемы профориентации и профадаптации: межвузов. сб. науч. ст. / под ред. Л.Ф. Мирзаяновой, А.М. Кухарчук. – Барановичи: РИО БарГУ, 2010. – С. 19–28.
7. Селезнёв, А.А. Подготовка будущих психологов на базе медицинского реабилитационного центра для детей с психоневрологическими заболеваниями / А.А. Селезнёв //Психология и жизнь: традиции культурно-исторической психологии и современная психология детства: сб. науч. ст. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; ред. Л.А. Пергаменщик, Л.Н. Рожина, Т.И. Гаврилко и др.; отв. ред. Л.А. Пергаменщик. – Минск: БГПУ, 2010. – С. 248–250.
8. Селезнёв, А.А. Взаимосвязь психологической культуры и психологического здоровья как научно-практическая проблема / Я.Л. Коломинский, А.А. Селезнёв // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов :межвуз. сб. науч. ст. с междунар. участием. — Барановичи : РИО БарГУ, 2011. — Вып. 1 : в 2 ч. Ч. 1 : Психология / под науч. ред. д-ра психолог. наук, проф. Я. Л. Коломинского ; отв. ред. А. А. Селезнёв ; Междунар. редкол.: И. В. Дубровина [и др.]. — С. 68—86.
9. Селезнёв, А.А. Повышение профессионально-психологической культуры будущих специалистов на базе филиала кафедры психологии / А.А. Селезнёв, Е. А. Козеко, В. И. Ритчик, Г. Г. Шидловская, Н. А. Шустал // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов :межвуз. сб. науч. ст. с междунар. участием. — Барановичи : РИО БарГУ, 2012. — Вып. 2 : в 2 ч. Ч. 1 : Психология / под науч. ред. д-ра психолог. наук, проф. Я. Л. Коломинского ; отв. ред. А. А. Селезнёв ; Междунар. редкол.: И. В. Дубровина [и др.]. — С. 53—66.
10. Селезнёв, А.А. Формирование психологической культуры и профессиональной компетентности будущих специалистов / Я.Л. Коломинский, А.А. Селезнёв, // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов :межвуз. сб. науч. ст. с междунар. участием. — Барановичи : РИО БарГУ, 2013. — Вып. 3 : в 2 ч. Ч. 1 : Психология / под науч. ред. д-ра психолог. наук, проф. Я. Л. Коломинского ; отв. ред. А. А. Селезнёв ; Междунар. редкол.: И. В. Дубровина [и др.]. — С. 50—64.
11. Селезнёв, А.А. Соотношение структурно-содержательных компонентов психологической культуры и самоактуализации учащихся / А.А. Селезнёв // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов :межвуз. сб. науч. ст. с междунар. участием. — Барановичи : РИО БарГУ, 2013. — Вып. 3 : в 2 ч. Ч. 1 : Психология / под науч. ред. д-ра психолог. наук, проф. Я. Л. Коломинского ; отв. ред. А. А. Селезнёв ; Междунар. редкол.: И. В. Дубровина [и др.]. — С. 129—142.
12. Селезнёв, А.А. Проблемы метаанализа психологического здоровья личности / А.А. Селезнёв // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов :межвуз. сб. науч. ст. с междунар. участием. — Барановичи : РИО БарГУ, 2015. — Вып. 4 : в 2 ч. Ч. 1 : Психология / под науч. ред. д-ра психолог. наук, проф. Я. Л. Коломинского ; отв. ред. А. А. Селезнёв ; Междунар. редкол.: И. В. Дубровина [и др.]. — С. 132—141.
13.    Селезнёв, А.А. Самоактуализация личности как основа психологического (духовного) здоровья человека / А.А. Селезнёв // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов :межвуз. сб. науч. ст. с междунар. участием. — Барановичи : РИО БарГУ, 2015. — Вып. 4 : в 2 ч. Ч. 1 : Психология / под науч. ред. д-ра психолог. наук, проф. Я. Л. Коломинского ; отв. ред. А. А. Селезнёв ; Междунар. редкол.: И. В. Дубровина [и др.]. — С. 142—151.
14. Селезнёв, А.А. Основные положения и выводы психотерапии, ориентированной на психологическое здоровье личности / А.А. Селезнёв // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов :межвуз. сб. науч. ст. с междунар. участием. — Барановичи : РИО БарГУ, 2015. — Вып. 5 : в 2 ч. Ч. 1 : Психология / под науч. ред. д-ра психолог. наук, проф. Я. Л. Коломинского ; отв. ред. А. А. Селезнёв ; Междунар. редкол.: И. В. Дубровина [и др.]. — С. 94—111.
15. Селезнёв, А.А. Стадии самоактуализации личности / А.А. Селезнёв // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов :межвуз. сб. науч. ст. с междунар. участием. — Барановичи : РИО БарГУ, 2015. — Вып. 5 : в 2 ч. Ч. 1 : Психология / под науч. ред. д-ра психолог. наук, проф. Я. Л. Коломинского ; отв. ред. А. А. Селезнёв ; Междунар. редкол.: И. В. Дубровина [и др.]. — С. 112—118.
16. Селезнёв, А.А. Научно-методическая деятельность филиала кафедры психологии по формированию профессиональных компетенций у студентов / А.А. Селезнёв // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов : межвуз. сб. науч. ст. с междунар. участием. — Барановичи : РИО БарГУ, 2016. — Вып. 6 / под науч. ред. Я. Л. Коломинского,  В. Я. Козел; отв. ред. Т. Е. Яценко. — С. 239—246.
17. Селезнёв, А.А. Развитие психологической культуры учащейся молодежи как научно-практическая проблема /А. Селезнёв // Вестник БарГУ. – 2015. – Вып. 3. – С. 64–69.

 

Общественная деятельность

1. Руководитель филиала кафедры психологии на базе Барановичского центра медицинской реабилитации (ЦМР) для детей с психоневрологическими заболеваниями.
2. Ответственный за лабораторию психолого-педагогических исследований факультета педагогики и психологии БарГУ.

Достижения

1. Обладатель диплома II степени Республиканского конкурса Государственного комитета по делам молодежи Республики Беларусь в области социальной работы с молодежью в Брестской области (1999 г.).
2. Почетная грамота Брестского областного Совета депутатов за значительный вклад в развитие учреждения образования «Барановичский государственный университет» (2009 г. ).
3. Почетная грамота УО БарГУ за большую научно-исследовательскую и учебно-методическую работу, активную деятельность по психологическому просвещению студентов и населения города.
4. Грамоты ректора УО «Барановичский государственный университет»  за личный вклад в подготовку призера, получившего третью категорию на Республиканском конкурсе научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь (2012 г.), за вклад в развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности университета (2014 г. ).
5. Грамота первичной профсоюзной организации УО « БарГУ» за образцовое выполнение трудовых обязанностей, активное участие в мероприятиях первичной профсоюзной организации сотрудников университета (2015 г.).
6. Благодарность Депутата Парламента Республики Беларусь Н. Сергиенко  за совместную работу и помощь в совершенствовании законодательной базы страны и ее экономического процветания (2008 г.).
7. Диплом 3 категории студенческих научных работ на Республиканском конкурсе научных работ РБ (2012 г.).
8. Научные разработки: операционализированы понятия «психологическое здоровье личности», «психологическая культура личности», определены функции психологического здоровья личности, разработана типология педагогических технологий по здоровьесберегающему признаку, методологически обоснована программа «Психологическое здоровье и психологическая культура личности».

Контакты

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript